Выпускались ли в СССР машины с правым рулем?

Посетители автомобильного отдела Политехнического музея (Москва) порой озадаченно останавливаются перед машиной «Руссо-Балт» и удивленно спрашивают у экскурсовода: «В России применялось движение по левой стороне дороги?» На отрицательный ответ недоуменно показывают на руль, расположенный справа…

Посетители автомобильного отдела Политехнического музея (Москва) порой озадаченно останавливаются перед машиной «Руссо-Балт» и удивленно спрашивают у экскурсовода: «В России применялось движение по левой стороне дороги?» На отрицательный ответ недоуменно показывают на руль, расположенный справа.

Действительно, есть чему удивиться. Модель, выставленная для обозрения в музее, – единственная сохранившаяся в мире. Может, реставраторы случайно (восстанавливая старинную машину) не с той стороны установили руль? Такое вполне могло быть, поскольку в ряде стран Запада по сей день авто с правым рулем. Но при внимательном ознакомлении с историей дорожного движения выясняется, что еще в 1752 году распоряжением царицы Елизаветы Петровны раз и навсегда было установлено движение по правой стороне дороги.

Тогда с какой стати у автомобиля «Руссо-Балт» руль не с левой, а с правой стороны? Оказывается, секрет тут в том, что Россия довольно долго ориентировалась на традиции Запада. Считалось, что при левостороннем движении правый руль повышает безопасность водителя. Он не выходит из машины на проезжую часть, а только в сторону обочины или тротуара. Значит, риск быть сбитым встречной машиной, исключен полностью. Кроме того, находясь в машине с правой стороны, водитель хорошо видит пешеходов. А поскольку эта часть граждан норовит иногда перебежать дорогу перед едущей машиной, он лучше видит намерения, может успеть затормозить.

«Руссо-Балт» был в свое время восстановлен сотрудниками института НАМИ. Они же восстановили для музея и некоторые другие редкие машины. Скажем, «НАМИ-1». Это – первая советская малолитражка, выпускавшаяся заводом «Спартак» с 1927 года по 1930-й. Были изготовлены коллективом завода 403 машины. До наших дней сохранился в более-менее хорошем состоянии лишь один экземпляр – автомобиль с заводским порядковым номером 107, который находился в эксплуатации вплоть до 1970 года! Как вы уже догадались, «НАМИ-1» тоже имел правый руль. Уникальную машину также можно увидеть в уже упомянутом выше музее.

Еще одна праворульная машина советского производства – знаменитый грузовик «АМО-Ф15». С 1924 по 1930 годы было выпущено свыше шести тысяч машин этой марки. Для страны, пережившей кровопролитную гражданскую войну, разруху, это был своего рода рекорд. Сохранившийся экземпляр «АМО-Ф15» сейчас находится в музее завода ЗИЛ (бывший АМО).

Автомашины с правым рулем выпускались в СССР до 1932 года. Затем руководство страны посчитало, что хватит «копировать» Запад, коль еще с царских времен действует левостороннее движение. Стало быть, руль должен быть с левой стороны, чтобы водитель лучше видел среднюю часть дорожного полотна. При этом забыли проанализировать статистику аварий и катастроф. А по ним по сей день выходит, что при столкновении машин чаще всего погибают водители, поскольку основной удар приходится на левую часть машины. В 1937 году появился приказ Ежова (наркома внутренних дел), запрещающий эксплуатацию праворульных машин.

На Западе, разумеется, лишь посмеялись над особым «путем» СССР в автопроме и не стали отказываться от правого руля в пользу левого. Хотя в некоторых странах Европы такой эксперимент делался, но он зашел в тупик: машины с левым рулем не пользовались спросом. В СССР столкнулись с той же самой проблемой, пытаясь наладить продажу советских автомобилей на Западе. Мало кто знает, что всем известные «Волги», «Жигули», «Москвичи» в экспортном варианте имели правый руль. Вот небольшой перечень таких моделей: «Газ-21П», «ГАЗ-21ПЕ», «ВАЗ-21098», «LADA», «LADA Riva», «Москвич-412П».

Праворульные «Волги» и сейчас можно увидеть на дорогах Африки. Например, в Судане они используются как такси. В Индии «бегают» автомашины «ВАЗ-21098». И даже в Англии не редкость «Жигули» с правым рулем.

Как же все это понимать? Ну, скажем, Африка всегда по дешевке получала транспорт от СССР. Но вот Великобритания с особыми «уклонами» в сторону Америки каким образом стала финансово поддерживать автопром СССР?

Все банально: качество машин, идущих на экспорт, было намного выше тех, что продавались внутри Советского Союза. «Жигули» с правым рулем ничем не уступали в отделке и комплектации лучшим моделям машин Запада. Более того, советские экспортные «Жигули» отделывались винилом, который Запад в автомобилестроении стал использовать существенно позже.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *